суббота, 27 ноября 2010 г.

Габриэль Витткоп "Каждый день — падающее дерево"


ЛЮБОВЬ, КАК СМЕРТЬ – ШАФРАНОВОГО ЦВЕТА

В видимом мире, как известно, не каждый, кто имеет человеческую оболочку, является человеком. Скрываются за вполне человеческими потрохами лукавые демоны и грустные ангелы, роботы и иноземные существа. Известны случаи всеобщей трансформации – под человеческой маской на земле воплощается Бог, зачастую под маской божества дурит людям головы человеческий самозванец, иной раз материк или остров принимает человеческие формы, а нагулявшись, опять успокаивается где-нибудь в океане. Или вот смотришь – человек, а заговоришь – лишайник! И вещает- то он на языке простейших, - шуршит как бы…

В случае с Витткоп мы имеем дело с чревовещательством статуи. Однако, это не простая статуя… не женщина с веслом из городского парка. То, что скрывается в авторе “Каждый день – падающее дерево” имеет аристократическую природу. Так умеет молчать королевская статуя, в то время, как что-то продолжает говорить. Вероятно, это статуя из королевской библиотеки; ее компания – книги, пережившие авторов, а, потому, вместе с ней оказавшиеся сопричастны вечности. Ей нельзя было слишком долго оставаться среди книг, чтобы не подвергнуться искушению написать свою. Это знает любой библиотекарь, впрочем, библиотечный фикус – тоже (избегайте его книг!)…

Книги, написанные статуей в теле Г.Витткоп, лишены человеческого “я”, а, следовательно, лишены и всего того, что этому “я” присуще - суеты и пустословия. Изобилие “мясных” сцен и подробные описания “устройства” человека подтверждают догадку о мраморной природе автора. Королевская статуя хочет научиться писать, как пишут люди – о людях и для людей, но, обладая более долговечной природой, она привыкла видеть в каждом человеке – труп.

В литературу она не привнесла ничего нового, ее метафоры – заимствованы из мира людей, сюжеты вполне заурядны. Возможно, она хотела писать о любви, и ее романы вполне можно назвать “женскими романами”. Вот только если бы главные герои не были мертвыми (сейчас или в будущем – какая разница…). Она знает - самое глубокое чувство, воплощенное в мраморе или букве, обречено пережить человека. Потому, ее вариант “любовного романа” так холоден и так… пронзителен. Человеческое представление о любви в человеческих романах кончается сценой бракосочетания. В ее изложении – любовь объемлет смерть, переживает смерть, сливается с ней, обволакивает любимое после смерти.

Жить среди людей – невыносимо скучно. И, тем не менее, люди всерьез заняты продлением своей скучной жизни, экономят время, чтобы затем “убить” его. И свою скуку они навязывают другим существам. Г.Витткоп жила столько, сколько хотела и ушла тогда, когда сама того захотела. На 82-м году жизни она принимает цианистый калий и возвращается в мраморное состояние. Мы читаем ее книги и продолжаем умирать. Нам не понять, что каждую вечность – где-то падает статуя…

Комментариев нет:

Отправить комментарий