четверг, 28 октября 2010 г.

Война — это не искусство!


Как только протест превращается в художественный акт, он мгновенно перерождается в хуйню. Именно так все бомбы стали нарисованными, а не брошенными, именно так поджог рейхстага стал темой песни, а не действием. Именно так искусство стало существовать ради искусства.


Революция - это не праздничный обед, не литературный праздник, 
не рисование, не вышивание и не фестиваль. Она не может быть
 совершена с элегантностью, безмятежностью и деликатностью,
 изяществом и учтивостью. Революция - это акт насилия.
Мао Цзэдун

I

Государство издревле применяло два способа противостояния оппозиции, неважно, культурной или 100% политически ориентированной. Первый способ древний — уничтожение и замалчивание. Здесь все просто — лидеров на кол, участников в каторгу. Замалчиванием решалась проблема с оппозиционной идеологией — её просто никто не слышал. Второй способ современный, толерантный и эффективный — коммерциализация идеологии протестного движения. Именно таким образом панк превратился из протеста в музыку для неформальной молодежи и гору шмоток. Именно таким образом скинхед и околофутбольная тусовка подсели на дорогие одежды, и пусть они не пиздят про секонд-хенды, ведь первоначальная стоимость шмотки обычна недоступна нищему большинству.

Здесь все просто. Протестная культура разделяется, идеология обрабатывается и оттуда вычленяется насилие, извращения и политические заявления. Остается — вещественная культура — стиль одежды, музыка, неформальное поведение. Именно по этой причине современные «панк»-группы ведут себя на сцене культурно и политически корректно — никто не кидается буквально собственным говном и не устраивает драк со зрителями. Исключения из этих правил: чтобы попасть на «взрослую» сцену, они должны оскопить свою интолерантность.

Именно так, такое понятие как протестное искусство или контркультура одомашнились. Им не место во взрослой тусовке. А в младшей тусовке ты уже не искусство — ты либо «пшик», либо экстремист. Экстремистов, к сожалению, не видно, сплошные «пшики», рвущиеся к славе.

II

На данный момент слава современного российского протестного искусства достается арт-группе «Война». Все бы ничего, если бы не то, что «Война» - проект много больше политический, чем «арт». Дворцовый переворот — это не столько отношение «войны», сколько усмешка над мусорской системой, и пример, показывающий как просто можно перевернуть свиную машину вверх ногами. Хуй напротив здания ФСБ — это не просто хуй — это ХУЙ направленный на ФСБ. Леня Ебанутый с ведерком на голове — это не перформанс, это открытый протест привилегиям мигалок. Группа «Война» по сути — это партизанство в условиях российской действительности, где легитимный протест обрублен до «Стратегии-31», которая до 2031 года будет выходить постоять на площади и требовать закона. «Война» — это отрицание законного пути протеста. Это банда интеллектуальных анархистов.

Что мы видим сейчас? Телевидение активно взялось за «Войну». Неугомонный ведущий в телепередаче запрыгивает на специально притащенный в студию автомобиль, имитируя подвиг Лени, в конце же - малюет на стене и философствует о том, что есть искусство, а что нет. То есть в контексте данной передачи группа «Война» представляется не более чем арт-группа. И что интересно, все остальные передачи и любая другая реакция СМИ также представляет группу только с позиции искусства. Политический протест — это просто тема искусства. Не более чем цвет рамки для картины. Политический мотив игнорируется, в центр ставится веселая хулиганская выходка, тем самым вся несметная армия «Войны» превращается в простых художников, использовавших вместо холста мост.

Выйти с револьвером в руках и стрелять в толпу покуда хватит сил — это именно призыв стрелять в толпу, и выстрелы которые и жертвы стрельбы родят сюрреалистический акт. Дали не вышел с револьвером, картины Дали очень дорого стоят. К чему это? К стритарту (street art) это. Просмотрев фильм «Выход через сувенирную лавку» художника Бэнкси можно сделать только один вывод: тусовка стритарта — тусовка очень современных дорогих художников, тусовка рожденная протестом, переработанная через машину капитализма, а впоследствии - высранные дорогие выставки и мировая слава. Протест их, протест Бэнкси, протест известных музыкантов — это припев песни, которая принесет им миллионы, это рамка картины, на которой изображены золотые слитки. Это тот протест, который система уже давно научилась продавать. Это тот протест, который уже давно просрался. «Мультик не выйдет вместо вас на улицу», картина на стене не бросит бомбу... А жаль, именно этого и не хватает — действие представлено, но не исполнено. Со стороны на нас смотрит человек в маске бросающий коктейль молотова. А рядом со стеной фотографируются гламурные студентики и будущие культурологи. Коктейль молотова так и остался нарисованным.

III

Олег Мавроматти — прекрасный художник и режиссер, которого возможно уже не будет в живых в 2011 году, обвиняется властями России и всей шизанутой гвардией в преступлениях против морали и чинопочитания. Его акт «Не верь глазам» вызвал шквал говнометания ото всей церковной братии. Что это было: художественный или политический акт? Защитники Мавроматти придерживаются позиции художественной, а хули,а вдруг не дадут паспорт, чтоб дальше скрываться в Болгарии? А действительно, хули? Пизда настала уже, смысл продолжать отнекиваться? Как бы не было, но я вижу поступок Олега поступком политическим — плевком во всю сумасшедшую фофудью, а не зарисовкой к пейзажу на христианскую тематику, и перевод данного акта в аполитичный дискурс — это уничтожение всего протеста. Признать нападение на церковный бизнес беззубой картиной — это и есть родить беззубую картину. Защищать себя? Может пора перейти в нападение?

IV

Как только протест превращается в художественный акт, он мгновенно перерождается в хуйню. Именно так все бомбы стали нарисованными, а не брошенными, именно так поджог рейхстага стал темой песни, а не действием. Именно так искусство стало существовать ради искусства. Именно поэтому культурный протест — это протест не более чем против консервативного акта купли-продажи. Именно поэтому все галереи современного искусства, все их кураторы и коллекционеры заинтересованы только в том, чтобы искусство не кончалось, а инцестно воспроизводило себя.

Следующий раз, когда нарисуете красивое на стене, слепите инсталляцию, не забудьте туда установить бомбу, чтобы первый же мудак, решивший сфотографироваться на этом фоне, улетел прямиком к облакам. Когда следующий раз вы решите высказать свой протест с помощью искусства, обязательно возьмите с собой заряженный пистолет и канистру с бензином.

Не нравится?
Что не так, страшно за свою жизнь?
А хули ты хочешь, побунтовать, а потом взрослым и успешным купить айфон?

2 комментария: